Михаил Осокин: Хватит ли денег на котлету по-крымски
Обозреватель Sobesednik.ru Михаил Осокин — о том, как чиновники успокаивают россиян, внезапно узнавших о своей нищете.
Какая неприятная вещь статистика: ЕС опубликовал данные о доходах граждан — и это вызвало взрыв в соцсетях. Россияне узнали, что беднейшие страны ЕС обогнали нас по уровню минимальных зарплат. Например, в Болгарии это 235 евро — а в России 7,5 тыс рублей, то есть 120 евро, почти в два раза меньше.
«Зато у нас максимальные зарплаты выше», — шутят блогеры. Это они, видимо, под впечатлением новости из «Роснефти»: выплаты топ-менеджерам по итогам года составили 3,7 млрд рублей.
А может быть, это была другая новость, которая тоже напомнила, как хорошо живут наши чиновники: правительство выступило против предложения запретить детям госслужащих учиться за границей. Как и следовало ожидать: ведь у самих правительственных чиновников дети сплошь и рядом получали образование на Западе — в том числе дочь министра иностранных дел Сергея Лаврова, сын члена Совета Федерации Елены Мизулиной, сын министра промышленности Дениса Мантурова. В общем, и представители правительства, и депутаты Госдумы резко выступили против попыток ограничить им приобщение к западным ценностям: они не хотят, чтобы их за такое наказывали — как об этом любят шутить в КВН.
Многие именитые дети не хотят возвращаться домой — они в этом явно отличаются от россиян, как их описывал Чехов: «Поезжай в Америку, сядь там по горло в сторублевки, а тебя все в твой трактир тянуть будет». И все это как раз напоминает о сверхдоходах: скажем, были сообщения об учебе дочери вице-спикера Госдумы Сергея Железняка в частной школе в Швейцарии — а один год занятий в таких школах стоит 2,4 млн рублей. Денег у важных начальников много — а будет еще больше: в наступившем году чиновники обойдутся федеральному бюджету дороже медицины и образования. Впрочем, было бы несправедливо говорить только о них. Есть и другие направления, куда щедро закачиваются деньги, сэкономленные за счет того, что минимальная зарплата удерживается на уровне в 7,5 тыс рублей, а социальные программы сокращаются. Все больше средств поглощает военная сфера — например, сирийская кампания, которая, возможно, значительно масштабнее, чем нам рассказывают. Официально сообщали о контингенте в четыре тысячи человек — и тут министерство обороны вдруг размещает госзаказ на 20 тысяч медалей для участников войны в Сирии. Понятно, прозвучали вопросы: это сколько же там войск на самом деле, если требуется столько наград? В министерстве быстро назвали заказ технической ошибкой: «Вместо 20 000 на самом деле должна была стоять цифра 2000».
Но многие не верят словам об ошибке — вспоминают, что прошлой весной Министерство обороны уже заказывало 10 300 медалей. Ранее похожими медалями награждали россиян за операции в Южной Осетии, в Абхазии — но теперь возникают новые горячие точки, и в соцсетях шутят: «Главное не перепутать: в Сирии сражаемся против ополченцев, в Абхазии за, а в Донбассе — вместо». Операции в горячих точках стоят недешево, но и остальные военные расходы значительно выросли: по некоторым сообщениям, с 2000 года — втрое. И они могут вырасти еще больше: появились сообщения, что Дональд Трамп готов затеять новую гонку вооружений и посмотреть, кто быстрее сломается. Похоже, новый президент США оказался совсем не таким, каким его нарисовала российская пропаганда. А ведь его у нас так полюбили: выпустили в его честь килограммовую серебряную монету, устраивали демонстрации и вечеринки за казенный счет под лозунгами «Трампнаш». Так российские политики убеждали сами себя — возможно, им запомнились советы героев Бомарше: «Политика — это искусство создавать факты…» Но, похоже, они в этом заигрались. Неприятные для Кремля сигналы стали поступать из Вашингтона буквально каждый день. Правда, наши официальные лица пока держатся из последних сил за свою мечту о «новом хорошем президенте США»: одни начали глупо жаловаться на эти сигналы, другие вообще не хотят их видеть. И стали появляться просто феерические новости типа «глава Госдумы Вячеслав Володин отказался верить пресс-секретарю Белого дома, который заявил, что Крым должен быть возвращен Украине». Володин был строг: «Какой-то там пресс-секретарь что-то сказал!» Возможно, в этот момент где-то тихо загрустил Дмитрий Песков… Тем временем Трамп уже и сам публично разгромил Обаму за то, что тот не сумел помешать России взять Крым — так что, видимо, спикеру Госдумы придется теперь придумывать новую формулировку: «Ну, какой-то там президент что-то сказал…» А еще Володин потребовал от Трампа «выполнять предвыборные обещания». Напоминает обиду брошенной невесты: «Как же так, ведь он обещал…» Вот таким же неприятным сюрпризом для Москвы может стать и курс Вашингтона на новую гонку вооружений — ведь Трамп уже заявил, что договор о сокращении ядерных вооружений невыгоден Америке. Так что нашим лидерам под давлением военных, возможно, придется еще больше урезать социальные программы, и опять начнется новый виток противоборства Кремля с Белым домом — или, как это называет Виктор Пелевин, «битва чекистов с масонами». Эту же тему обыгрывают и многочисленные клипы в интернете:
А еще все больше денег поглощает как раз Крым, которым Трамп так огорчил российских лидеров. Интересное признание сделал сейчас глава управления дорог Забайкалья Евгений Присташ — по поводу Крымского моста: «За счет того, что строят этот мост, приостановилось строительство новых автомобильных дорог». Судя по раздражению забайкальского начальника, все новые расходы на Крым снижают градус патриотизма даже у чиновников. К счастью, всегда есть несложные способы создавать и радостные новости для патриотов — например, простым изменением ценников в системе общественного питания. На лентах информационных агентств появились заголовки: «В столовой МИДа котлету по-киевски заменили на котлету по-крымски». Примерно так же поступали многие в разных странах в разные исторические эпохи. Например, в Париже в XIV веке придумали «суп-пюре Креси из моркови» — чтобы французы постоянно помнили о битве с англичанами при Креси в 1346 году, об одном из важнейших сражений Столетней войны. Впрочем, переименование блюд в московских столовых еще не самое необычное проявление патриотических чувств — на эту тему появляются порой и совсем уже удивительные сообщения. Новости о котлетах по-крымски совпали с новостями, которые вдруг пришли из одной из московских больниц: «Российские медсестры подрались с украинскими сиделками, пившими за смерть Гиви». При этом сиделки из Киева, поднимавшие тост за гибель одного из донецких полевых командиров, еще и про Крым говорили «не так как надо». В общем, московские медсестры дали достойный отпор украинской пропаганде. А заодно отвлеклись и от малоприятных разговоров, которые сейчас развернулись в соцсетях — про низкие зарплаты и про беднейшие страны ЕС, которые по доходам обогнали Россию.
Источник: «sobesednik.ru»