Предвыборная гонка во Франции вышла на финишную прямую. Франсуа Фийон, еще месяц назад казавшийся одним из фаворитов, в настоящее время вынужден быть героем жанра «скандалы, интриги, расследования». На этом фоне остальные участники президентской кампании пытаются заработать себе дополнительные очки в рейтинге предпочтений избирателей. За несколько месяцев до решающего голосования совершенно непонятно не только кто станет новым президентом Франции, но даже кто из кандидатов с большей долей вероятности выйдет во второй тур.
Кто бы ни стал победителем президентской гонки, Франция, как одна из крупнейших мировых держав и ключевое государство ЕС, будет вынуждена обновлять и адаптировать свои внешнеполитические приоритеты ввиду общего изменения международной повестки.
Нас прежде всего интересуют вопросы выстраивания дальнейших отношений с Россией. В этой связи интересно проанализировать риторику основных кандидатов – социалиста Бенуа Амона, центриста Эмманюэля Макрона («На марше!»), правоцентриста Фийона («Республиканцы») и крайне правой Марин Ле Пен («Национальный фронт», НФ).
Вместе с тем стоит подчеркнуть, что в ходе кампании обсуждение внешней политики носит в целом второстепенный характер. Основные дебаты разворачиваются вокруг проблем экономического развития, снижения государственного дефицита и внешнего долга, решения вопросов безработицы и неравенства, обеспечения безопасности, противодействия терроризму и регулирования миграции.
Тем не менее существование «российской проблематики» заставляет претендентов формулировать свою позицию в ходе выступлений, интервью и т.д. Помимо этого в прессе периодически появляется информация о «порочащих связях» Фийона и Ле Пен с Россией. В основном подозрения касаются предполагаемого финансирования их партий со стороны Кремля и соответственно его возможного вмешательства в ход предвыборной борьбы. В настоящее время в общественном мнении контакты с Москвой или положительные высказывания в адрес России воспринимаются с негативной точки зрения. И зачастую правым кандидатам приходится разъяснять свою позицию в том ключе, что развитие отношений с Россией не навредит национальным интересам Франции и не подорвет ее суверенитет.
В целом во французском информационном поле такая враждебно-настороженная атмосфера по отношению к России является результатом внешней политики уходящего президента Франсуа Олланда. Одним из итогов его правления стало серьезное охлаждение французско-российских отношений (разногласия по Сирии, Украине, введение санкций), которое даже привело к отмене запланированного визита Владимира Путина в Париж.
Левые на марше
Амон и Макрон являются в определенном смысле преемниками политики Олланда. Оба – бывшие министры – считают Россию недружественной державой, в отношении которой необходимо проявлять твердость. Так, в ходе дебатов перед праймериз Соцпартии Амон подчеркнул, что не понимает «слишком дружелюбного отношения к Путину», а также что Россия проводит политику «агрессивного империализма», с которым «надо решительно бороться».
Позиция Макрона более развернутая и нюансированная. Несмотря на то что он не рассматривает Россию в качестве дружественной страны (при этом США для Макрона – «страна-союзник»), тем не менее считает, что Франция должна находить способы взаимодействия с великими державами. Сотрудничество с РФ должно строиться вокруг совместного решения таких вопросов, как борьба с исламистами и урегулирование конфликта в Сирии.
Во время визита в Москву в начале 2016 года Макрон (в ту пору министр экономики, промышленности и информационных технологий) выступал за снятие экономических санкций с РФ. По его словам, «деэскалация режима санкций» должна происходить по мере реализации Минских соглашений. По сути, эта позиция близка кандидатам правого лагеря. При этом Макрон намеренно дистанцируется от Фийона, которого многие считают «пророссийским» политиком, и заявляет: «Я не очарован Путиным, я не претендую на звание друга Путина. Я не такой нежный с русскими (как Фийон. – И.М.)». Целью выпада Макрона в адрес кандидата от «Республиканцев» помимо демонстрации собственной «принципиальной позиции» по выстраиванию будущих отношений с РФ было также напомнить о связях Фийона лично с Путиным.
Республиканский Национальный фронт
Правые политики предлагают активно работать над улучшением и углублением российско-французских отношений. Можно предположить, что их более пристальное внимание к теме России идет в русле общей критики наследия Олланда. Фийон и Ле Пен считают, что одной из ошибок уходящего президента были неверная оценка веса, влияния и «естественных интересов» России как в Европе (украинский кризис), так и на Ближнем Востоке (Сирия), а также следование в русле американской политики.
«Республиканцы» и НФ, будучи в оппозиции, пытались дистанцироваться от политики Олланда в отношении России. Ряд демаршей носил провокационный (посещение Крыма, высказывания о демократическом характере референдума о вхождении в РФ) или символический характер (на парламентском уровне). Так, представители НФ присутствовали в качестве наблюдателей в ходе референдума в Крыму в марте 2014-го. Сама Ле Пен заявляла, что не считает незаконным присоединение Крыма к России и не видит оснований ставить результаты голосования под сомнение. В 2015 и 2016 годах в Крыму побывала делегация французских парламентариев во главе с депутатом от «Республиканцев», сопредседателем ассоциации «Франко-российский диалог» Тьерри Мариани.
Кроме того, по инициативе «Республиканцев» и НФ 28 апреля 2016 года Национальное собрание Франции одобрило резолюцию, призывающую правительство добиваться от партнеров в Евросоюзе принятия решений, ведущих к снятию санкций с РФ. Символизм этого решения заключался в том, что в поддержку резолюции высказались лишь 55 депутатов из 99 участников пленарного заседания (общая численность нижней палаты парламента составляет 577 человек). К тому же документ носил рекомендательный характер. В июне аналогичное решение вынес Сенат подавляющим большинством голосов (302 «за», 16 «против»; общая численность верхней палаты – 348).
Фийон считается политиком, имеющим наиболее близкие контакты с Россией, а также хорошие личные и деловые отношения с Путиным. Их знакомство произошло еще в период пребывания Фийона на посту премьер-министра (2007–2012). Вспоминая встречи с российским лидером в своей книге «Делать», вышедшей в 2015-м, Фийон пишет, что Путин мог быть «жестоким, провокационным… однако он всегда выполнял достигнутые договоренности». На страницах той же книги, которая представляет собой изложение его программы, Фийон отмечает, что «будущее Европы невозможно представить без России, каковы бы ни были ее лидеры и каковы бы ни были их достоинства и недостатки».
Несмотря на то что кандидат от «Республиканцев» проголосовал за резолюцию о снятии антироссийских санкций, он тем не менее считает, что Россия нарушила международное право, «аннексировав Крым и предоставив военную помощь сепаратистам». Но ответственность за это лежит на Евросоюзе. По его словам, «желая любой ценой оторвать Украину от России, Европа совершила историческую ошибку».
По мнению Фийона, «отношения с Россией являются стратегическим вопросом для будущего Европы». Для их развития необходимо заключение нового экономического партнерства с РФ, а также более плотное взаимодействие по проблемам обеспечения безопасности в Европе и борьбе с международным терроризмом.
Умеренно «пророссийская» риторика Фийона вызывает неприятие левого лагеря. Поэтому неслучайно в ходе разразившегося скандала, связанного с обвинениями супруги Фийона Пенелопы в работе на фиктивной должности парламентского ассистента, против кандидата от «Республиканцев» прозвучали также обвинения в получении денег от России через принадлежащее ему консалтинговое агентство 2FConseil. Фийон был вынужден заявить, что его фирма никогда не работала с российскими клиентами, в том числе с властями.
У Ле Пен необходимость развития и укрепления отношений с Россией прослеживается на протяжении последних лет. По ее мнению, Франция, выбрав в качестве приоритета «атлантический вектор» внешней политики и укрепляя отношения с США, наносит ущерб контактам с Россией. Интересно, что упоминания о РФ даже встречались в программе партии на прошлых президентских выборах. Так, в программном документе 2012 года НФ предлагал рассмотреть возможность создания совместно с Россией стратегического военно-энергетического партнерства, а также сформировать Паневропейский союз независимых государств (включающий Россию и Швейцарию). Несмотря на то что среди французских политических сил НФ занимает наиболее «пророссийскую» позицию, в его программе 2017 года Россия не упоминается ни разу.
С учетом роста популярности партии в последние годы и опасений выхода Ле Пен во второй тур выборов в адрес НФ раздаются обвинения в получении финансирования от Кремля. Так, вскоре после того как руководство партии поддержало референдум в Крыму и посчитало его результаты «не подлежащими оспариванию», небольшая финансовая организация Cotelec, которая занимается предоставлением кредитов на проведение кампаний кандидатам от НФ, получила перевод на 2 млн евро от Vernonsia Holdings Ltd. По данным ресурса Mediapart, который специализируется на журналистских расследованиях, Vernonsia Holdings Ltd является офшорной кипрской фирмой, которая управляется Кремлем через лояльных бизнесменов. В сентябре 2014-го НФ получил кредит в размере 9 млн евро от Первого чешско-российского банка. Этот факт в партии не отрицают, как и не видят в нем нарушения законодательства. Сама Ле Пен заявила, что французские банки отказали партии в предоставлении кредита, поэтому НФ был вынужден обратиться к банкам за рубежом.
Ирина Михайловна Мохова – кандидат политических наук, независимый эксперт
Источник «ng.ru»
39 просмотров всего, 39 просмотров сегодня