Новые «контрсанкции» Путина поставят Евросоюз в тупик

Президент России Владимир Путин подписал указ о продлении ответных ограничительных мер в отношении стран Евросоюза, т.е. «контрсанкций», с 6 августа вплоть до конца 2017 года.

он3Примечательно, что в отличие от государств Евросоюза Россия, таким образом, пролонгировала санкции не на полгода, а на полтора.

Профессор кафедры международных экономических связей МГИМО Татьяна Исаченко в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметила, что перед нами, скорее всего, очередная попытка со стороны российского руководства показать свою независимость от решений Запада, а также продемонстрировать, что у нас свой путь, и что мы самостоятельно принимаем все свои решения и, при этом, ни на кого не смотрим.

«Другой вопрос, что Путин в любой момент может пересмотреть эти контрсанкции или вообще их отменить таким же указом, поэтому перед нами жесткий ход, который должен показать, что Россия также может показывать характер и не будет в этом вопросе ориентироваться на действия Запада», — заключает Исаченко.

Здесь можно отметить, что последнее продлений санкций в отношении России сопровождалось в Евросоюзе серьезной критикой со стороны многих государств-членов, причем даже создалось впечатление, что Москва уже через полгода может рассчитывать, если на отмену, то на серьезное сокращение объема данных ограничительных мер.

Другой вопрос, что, по мнению Исаченко, Евросоюз этого однозначно не сделает, что и подтверждает данное решение Путина, поскольку все эти санкции и контрсанкции изначально не имели серьезного экономического значения, а были политически-мотивированными действиями, как со стороны Евросоюза, так и с российской стороны.

«Поэтому для каждой из противостоящих сторон пролонгация этого режима – это не более чем возможность показать свой характер и силу воли», — констатирует Исаченко.

Политолог Леонид Крутаков в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что в основе этого решения Путина лежит не только политика, но и ряд экономических причин.

«В частности, здесь можно вспомнить о тех вложениях, которые были сделаны в российское сельское хозяйство благодаря всем этим ограничительным мерам, которые ввела Россия в адрес европейских производителей. Достаточно посмотреть на все эти прямые линии с Путиным, где люди постоянно спрашивают, что будет с санкциями, а вдруг их отменят, поскольку инвестиционный цикл в сельском хозяйстве составляет не полгода, как в нашем малом бизнесе, когда купил компьютер и затем его продал, а порядка 7 лет», — заключает Крутаков.

По словам Крутакова, в качестве примера можно взять хотя бы производство яблок, когда нужно вырастить деревья, построить склады, закупить холодильники, не говоря уже о логистике и технике для сбора урожая.

«Это, на самом деле, очень серьезный бизнес, который требует инвестиций и большого срока, чтобы все это в итоге окупилось. Соответственно, если отменить контрсанкции, то польские яблоки просто сразу «перебьют» все эти вложения», — резюмирует Крутаков.

Крутаков считает, что Путин в своем решении учитывал подобные моменты и, таким образом, дал сигнал производителям сельскохозяйственной продукции, что он слышит и понимает их нужды.

«Кроме того, это отличный способ для торга с Европой, если та вдруг, решившись на отмену санкций, займется какими-то спекуляциями, поскольку это позволяет заявить, что мы не можем пойти на ответные отменительные меры, поскольку у нас в результате этого режима действует своя протекционистская программа. Это может позволить, в конечном счете, выторговать лучшие условия у Европы», — констатирует Крутаков.

Кроме того, для Путина, по мнению Крутакова, это решение является способом донести до Европы мысль, что постоянное дергание за «веревочку» — отменим или не отменим санкции, это далеко не лучший способ выстроить эффективный диалог с Россией.

«Фактически Путин хочет этим сказать Европе, что Москва дает Брюсселю срок, чтобы подумать, а сама за это время ничего делать по этому поводу не будет, поскольку Евросоюз никуда от нас не денется, а сами санкции, что бы Россия не делала, все равно будут продолжаться», — заключает Крутаков.

Здесь можно вспомнить, что во время одной из прямых линий Путина спросили по санкциям, и президент ответил, что волноваться по этому вопросу не стоит, Европа не будет их отменять. Так что, как уверен Крутаков, здесь мы видим логичные последствия этого знания со стороны Путина. Дело в том, что Россия просто не хочет и не позволит, чтобы Европа здесь как-то с нами играла.

Дмитрий Сикорский