Амнистия молдавским мигрантам породила ажиотаж в Москве

 

17 марта — день встречи Владимира Путина и президента Республики Молдова Игоря Додона. Они уже встречались в январе 2017 года. После этого стало известно, что молдавские граждане, нарушившие определенные статьи российского законодательства, могут с 1 по 20 марта «обнулить» свои прегрешения, получить новую миграционную карту и жить в России на легальных основаниях.

…Пятница, 9 утра, УФМС на московской улице Пришвина. В небольшой комнате жуткая духота. Еще бы, если туда разом набилось человек 50 нелегальных мигрантов. В руках мелькают бордовые и голубые «корочки» с молдавским орлом. На лицах растерянность и страх: примут — не примут, пошлют подальше?

Виной всему — амнистия. Или послабление, как это официально называется. Как написано в объявлении при входе: «С 1 по 20 марта 2017 года осуществляется прием граждан по вопросам миграционной амнистии для граждан Молдовы». Проще говоря, приезжим нелегалам дали возможность жить в России по закону. Дали-то дали, но забыли рассказать им самим об этом…

Казалось, вот она — настоящая оттепель. После ужесточения условий пребывания и массовой депортации власть вдруг взяла курс на открытые двери. Но в реальности оказалось, что двери только приоткрыли и пролезть через них сможет не каждый.

На легализацию мигрантам в России дали 20 дней. По плану все эти 20 дней с 8 утра до 8 вечера в любом уголке России молдаване могли заполучить печать о продлении на свою старую миграционную карту или получить новую. В Москве для этих целей можно было обратиться в УФМС: любое отделение в ЦАО, ВАО, ЮЗАО, ТиНАО и по одному в остальных районах. Удобно? Как бы не так.

— В МФЦ на улице Горчакова об амнистии узнали только от нас, — рассказала Виктория. Ее муж, гражданин Молдавии, не смог выехать из России через три месяца после прибытия. Если бы он решился сделать это сейчас, то мужчине могли закрыть въезд в нашу страну на 10 лет.

Через несколько дней ситуация Виктории разрешилась: в МФЦ узнали об амнистии и оформили документы. Но это не единичный случай.

А происходит путаница потому, что, кроме слов двух президентов, мигранты никаких подтверждений об амнистии не имеют. Единственное, из чего приезжие черпают информацию, — новостные сообщения и ролики в социальных сетях председателя Комиссии по миграционной политике и адаптации мигрантов при правительстве Москвы Александра Калинина. Сам Калинин, по его словам, получает информацию из МВД. И все — больше 250 тысячам узнать об амнистии неоткуда. Как говорит Александр, в день ему звонят около тысячи человек.

Но вот кто-то из молдаван продлил документы в УФМС на улице Пришвина в Бибиреве. И понеслось — на север столицы потянулись все кто мог.

— Кто последний? Женщина, куда вы лезете? Здесь вообще-то очередь? Саня, куда ты ушел! Иди заявление заполнять! — в небольшой комнате состояние легкого хаоса. Сразу видно: очередь молодая, не наученная жизнью — списков еще не завели, за ночь места не занимают.

— Какие документы нужны? Да вы сначала бланк получите и проверку пройдите, — учат меня бывалые. То есть отстоять очередь нужно дважды. Сначала девочка в окошке проверит, попадаете ли вы под амнистию. Потом уже надо заполнить бланк и подать копии паспорта, миграционной карты и «иных документов».

— Да кто его знает, что это за документы, — теряется Наталья. Нелегально они с мужем находятся в России полтора года. — Мы сами в Щелкове живем. А там УФМС работает, вы представляете, три дня в неделю с 9 утра до часу дня! Бумажки разные требуют: перевод паспорта с молдавского, перевод документов на ребенка. Нам один раз даже сказали: «Если знаете свою фамилию на русском, можете перевод не приносить!» Знаем ли мы свою фамилию по-русски, смешные…

— А вы откуда об амнистии узнали?

— От друзей. Идем на авось — не зная, «обнулят» нашу историю или оставят на незаконном положении.

Публика разная: кто-то женился и решил не покидать страну, кого-то «кинул» работодатель. Сроки незаконного пребывания в стране тоже разные. Максимум, о котором слышал корреспондент, — 9 лет.

А народ все прибывает. В первые дни, как рассказывают, очередь не было вовсе. Мало кто знал. А кто и правда знал — боялся идти. А вдруг обманывают — соберут всех вместе да депортируют? Калинину пришлось отдельно объяснять мигрантам: выдворять никого не будут.

— После окончания амнистии мигрантов ждут, скорее всего, жесткие проверки, — прогнозирует он.

Как анонимно рассказал один из экспертов в области миграции, скорее всего, широкая общественность так и не узнает, сколько именно мигрантов легализовались в России: «Считается, что у нас нелегальных приезжих нет. Цифру в 100 тысяч назвать нельзя, заявят, что всего 1–2 тысячи».

По мнению Александра Калинина, амнистия молдавских граждан — это только проба пера. Следующими на очереди могут быть приезжие из Узбекистана и Таджикистана.

— Видимо, появились возможности для торга у обеих сторон, — считает эксперт «Справедливая стоимость» Вадим Ткаченко. — России выгодна молдавская лояльность и поворот Молдавии от ЕС в сторону нашей страны. Но такая амнистия никак не скажется на гражданах внутри страны, в том числе мигрантах. Поток приезжих все равно не уменьшался. Компании, которым нужна была дешевая рабочая сила, даже после введения патентов использовали лазейки и нюансы. Да и жизнь в Москве не подешевела, и приезжие граждане это учитывают. Люди ставят в приоритет сложность экономической ситуации, а не патенты или послабления.

МЕЖДУ ТЕМ

Под амнистию попадают граждане Молдавии, находящиеся в России и нарушившие пункт 4 (два и более раз привлекавшиеся к административной ответственности) и пункт 8 (не выехали из России в течение тридцати суток со дня окончания временного пребывания) статьи 26 Федерального закона 114. Причем срок давности нарушения не важен: могло пройти и десять лет.

 

Источник: MK

42 просмотров всего, 42 просмотров сегодня