Процесс по делу журналиста: за что будут судить корреспондента РБК

 

Процесс по делу журналиста: за что будут судить корреспондента РБК

 

Тверской суд 23 ноября начинает рассмотрение дела специального корреспондента РБК Александра Соколова, которого обвиняют в организации деятельности экстремистской организации. РБК рассказывает, за что судят журналиста

Секретный оперативник

Находка, по мнению Власова, представляла оперативный интерес, поэтому он доложил о ней руководству, после чего его решили внедрить в ряды инициативной группы. Для этого была придумана легенда: Власов перевоплотился в жителя Крыма по имени Сергей Давыденко, который и вышел на связь с «ЗОВом». В ходе переписки по электронной почте и во время разговоров по телефону ему рассказали, что ИГРП занимается созданием инициативных групп в половине регионов страны для проведения референдума и принятия закона «О суде народа».

Власов-Давыденко был принят в организацию. Ему поручили вербовать в Крыму новых сторонников и распространять идеи ИГРП. Разработка продолжалась до лета 2015 года. В своих показаниях, которые есть в материалах уголовного дела, Власов указывает, что лидерами организации были Барабаш, бывший редактор газеты «Дуэль» Юрий Мухин и его соратник Валерий Парфенов.

В июле двое последних были арестованы, причем Мухина задержали на пляже в Севастополе и прямо в плавках доставили в полицию. Вместе с ними по этому же делу за решеткой оказался специальный корреспондент РБК Александр Соколов. Вскоре Мухина перевели под домашний арест. А в декабре суд отправил в СИЗО Барабаша.

Все они, как говорится в обвинительном заключении, «организовали деятельность экстремистской организации, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о запрете». Следствие считает, что под маской ИГРП скрывалась «Армия воли народа» (АВН), которая была признана экстремистской осенью 2010 года.

Активисты формально переименовали ее в инициативную группу и продолжили заниматься тем же, чем и до запрета, полагают в СКР: участвовали в митингах, протестуя против действий полиции и судов, собирали взносы, поддерживали полковника Владимира Квачкова, печатали и распространяли листовки и брошюры с надписью «Ты избрал? Тебе судить!» (позднее листовка была признана экстремистской), издавали газету, сначала под названием «Своими именами», а после ее запрета — «Слова и дела», выкладывали видеозаписи своих выступлений на акциях в интернете. В нескольких таких речах эксперты впоследствии нашли признаки возбуждения ненависти к представителям власти и правоохранительных органов.

Суд народа

Главное требование ИГРП — проведение референдума о внесении поправок в Конституцию и принятие закона «За ответственную власть». Суть предлагаемых изменений — деятельность всех должностных лиц, включая президента, должна оцениваться народом: за плохую работу чиновников наказывают, за хорошую поощряют.

За принятие этого закона Мухин боролся без особых успехов примерно с 1997 года. Сам публицист известен своими радикальными взглядами. Он, например, не признавал факт расстрела польских офицеров в Катыни сотрудниками НКВД и утверждал, что в голодоморе виноваты крестьяне. Сторонники Мухина отличаются подчас эксцентричным поведением: так, в ходе одного из заседаний Мосгорсуда Парфенов и его адвокат Николай Курьянович просили удалить из процесса прокурора, поскольку последнего они сочли «крокодилом, который способен только играть на мобильном телефоне».

На допросе Мухин рассказывал, что для организации референдума надо собрать 2 млн подписей за полтора месяца, а для этого нужна инициативная группа численностью не менее 20 тыс. человек. Впрочем, в «ЗОВе» состояли лишь около 100 человек, говорится в материалах дела.

Экс-редактор газеты «Дуэль» отмечал, что «Армия воли народа» была запрещена не за организацию референдума. После решения суда организация самораспустилась, а ее члены учредили ИГРП в строгом соответствии с нормами закона.

Как именно «ЗОВ» собирался продолжить дело АВН, из материалов дела не ясно: за пять лет с момента ликвидации «Армии» группа не распространила ни одного экстремистского материала. А вывод о том, что ИГРП стала преемницей АВН, сделан на основе того, что у организаций примерно совпадал состав участников. Также была проведена экспертиза, которая пришла к выводу, что у «ЗОВа» и «Армии воли народа» схожа символика.

Администратор сайта

Следователи постарались описать роль каждого из фигурантов дела в руководстве ИГРП: так, Мухин проводил собрания, где обсуждалось, как вести агитационную работу, Парфенов занимался организационной частью, Барабаш выступал на митингах. Роль спецкора РБК оказалась куда скромнее, а ее описание занимает всего абзац в обвинительном заключении: Соколов зарегистрировал сайт ИГРП «ЗОВ» и был его администратором.

Сам журналист считает, что уголовное преследование связано с его профессиональной деятельностью. На допросе он рассказал, что оперативники, проводившие у него первый обыск, «дали прямо понять, что мотивами этих действий является его диссертационное исследование коррупционных потерь государства» при реализации проектов госкорпораций «Роснано», «Ростех», «Олимпстрой» и «Росатом». Первый обыск прошел у репортера за несколько дней до заседания комиссии, на котором должна была рассматриваться диссертация.

А за несколько недель до ареста Соколов опубликовал расследование о потерях госбюджета при строительстве космодрома Восточный. В тот же день у него в квартире прошел второй обыск.

Результаты его расследований были переданы в Счетную палату и Федеральную антимонопольную службу. Он также работал еще над несколькими антикоррупционными темами, но, оказавшись под стражей, не смог довести начатое до конца. Обнаруженные Соколовым факты позднее подтвердила Счетная палата: в декабре 2015 года в ведомстве заявили о выявленных «финансовых нарушениях», связанных с этим проектом, на сумму, близкую к той, что называл журналист, — 93 млрд руб.

За Соколова вступились «Репортеры без границ», уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова и ее предшественница на этом посту Элла Памфилова, президентский Совет по правам человека и правозащитный центр «Мемориал», а сам журналист подал жалобу в Страсбургский суд.

Источник: rbc

916 просмотров всего, 0 просмотров сегодня